Европротокол и с чем его едят

Европротокол
Наш российский менталитет усердно загоняют под европейский. Вводят европейские замашки без инструкции по применению. Сочувствую всем автолюбителям, которые пострадали и еще нещадно пострадают от неуместной поговорки: «Незнание закона не освобождает от ответственности за его неисполнение». Некоторое время назад «для облегчения» урегулирования ДТП ввели «чудо систему» и навали ее «Европротокол». Я думаю, что все из тех или иных источников знают что это, видели сине-зеленую самокопирующуюся на 2 листа бумагу формата А4 под названием «Извещение о дорожно-транспортном происшествии» и догадываются куда с этой бумажкой сходить. Хотя она и там больше вреда принесет, чем пользы. Рассмотрю эту хрень (прошу прощения за мой французский) с разных сторон. Со стороны агентов, например, меня. Эти извещения крайне нередко бывают «деликатесом», я получаю полис и квитанцию, должна еще для выдачи страхователю получать бланк (в идеале 2 бланка к каждому полису) извещения о ДТП и правила страхования ОСАГО. Правила страхования я видела последний раз вживую года два назад. На блеяние какого-нибудь начинающего агента «как нет правил страхования? а что я дам клиенту вместе с полисом» чавкающие булочкой к чаю сотрудники отдела бланков строгой отчетности только гавкнут «пусть на сайте эти правила читают», при этом от негодования у них выпадет кусочек почти пережованной булочки из под толстой щечки. Более опытные агенты про правила даже не спрашивают. Если при получении полисов еще перепадают извещения о ДТП, то это прям праздник какой то. Не надо дома на своем принтере распечатывать извещения из интернета и потом еще объяснять клиенту, что им при стрессе после ДТП надо или где то найти старую добрую пачкающую руку копирку или переписать свои показания два раза на двух разных листах. Ибо один экземпляр остается у потерпевшего, второй у виновника этого внезапного дорожного события. Второе видение системы европротокола - со стороны счастливого обладателя полиса. Отдавая заветный полис на руки и бланк извещения о ДТП я вкратце объясняю что передаю полис, квитанцию об оплате, извещение - весь комплект документов. И добавляю, что при ДТП лучше сначала звонить мне, я все объясню и проконсультирую. Сразу объяснять систему европротокола бесполезно, потому что это спам для человека в тот момент когда все хорошо. И когда человек звонит с места ДТП стараюсь максимально корректно, но настойчиво донести основные моменты заполнения документа, от которого зависит процесс урегулирования убытка. Еще раз вкратце: при ДТП с причинением вреда до 100 тысяч рублей вызывать ГИБДД бесполезно, приедут, обматерят и уедут. Приедут за 3 часа, скажут все что думают за 3 минуты. Извещение заполняется в двух экземплярах. Всегда предлагаю пострадавшим брать заполнение документов на себя – это в его интересах все сделать максимально правильно. Если не сильно стрессовать от аварии, то все 15 пунктов достаточно понятны. Наиболее часто вызывают моменты вопросы: «адрес проживания» собственника и водителя. Пишем адрес по документам, а не тому что говорит виновник. То что говорит виновник можно записать отдельно, для себя. В графе «ТС застраховано от ущерба» ставим галочку «Нет», если нет полиса КАСКО, «Да» если полис КАСКО есть. Пункт 14 «Характер и перечень видимых деталей и элементов» заполняем с особым трепетом. Туда надо внести все повреждения, чему всячески мешает стресс, грязный кузов, нежелание встать на коленки на грязный асфальт и посмотреть есть ли видимые повреждения чуть глубже того же бампера и т.д. В графе 15 «Замечания» оптимально написать «Признаю себя виновным в ДТП» или «Виновным в ДТП себя не считаю». Все зависит от ситуации. Или от вашего настроения. Раньше европротокол допускался только если один из участников признает что он виновен, второй однозначно считает себя пострадавшим. Сейчас в танцы с саблями добавили новое па: теперь без участия ГИБДД участники заполняют европротокол даже если каждый считает противоположную сторону бараном, ну в смысле виновником. И вот тут уже кто кого передавит авторитетом, хозяйственной сумкой с продуктами из «Пятерочки» или нужным звонком мужу, брату, свату. На первом верхнем листе ставим оригинальные подписи владельца машины А и машины В. Кстати, чья машина на чьей стороне пишется значения не имеет. В белом квадрате под пугающим названием «Схема ДТП» кто то краснея и матерясь признает что прогуливал уроки рисования. В страховой компании от вас никто не ждет изображения прислонившихся друг к другу концепт-каров, которые в действительности оказываются ВАЗом 2107 и Киа Рио. Достаточно смело начертить два прямоугольника, обозначив их гордыми буквами «А» и «В». Стрелками обозначить кто кого и куда ударил и можно легкой необременяющей разлиновкой изобразить две полосы и надписать на них название улицы. Вот так мы медленно доползли до конца страницы. Думая, что мучения правописания и высокого художественного граффити окончены, мы выясняем что еще есть обратная сторона. Ее отличие в том, что первую сторону может заполнить самый активный из участников ДТП, а вот обратную сторону заполняет каждый свою. Верхний лист забирает себе пострадавший и на его обратной стороне пишет свою версию «Обстоятельств ДТП» и другие простые графы ниже, второй лист забирает себе виновник и пишет свое видение случившегося. К бланку извещения всегда прикреплена инструкция по заполнению, но она, как правило остается без внимания, поэтому оптимально, если есть возможность набрать мне, и я подскажу основные моменты, в которых чаще всего допускаются ошибки. Я советую дополнительно всегда сфотографировать документы виновника, документы на автомобиль виновника, общие ракурсы ДТП (только если это произошло не на МКАДе и в поиске лучшего ракурса вы не будете пятиться назад и не будете рисковать улететь на крылатом капоте облетающей ДТП бентли). И вот теперь новая волна возможных сюрпризов. Если вы пострадавшая сторона, то прежде чем применять систему европротокола надо проверить наличие у виновника полиса ОСАГО, сроки его действия, вписан ли управляющий автомобилем в полис. Если все это в норме, надо ОБЯЗАТЕЛЬНО проверить легальность полиса осаго виновной стороны. Рисковая зона виновников делится на 2 равных части: первая знает что у них полис «левый» и им пофиг, вторая часть даже не знает, что ездит по поддельному полису, потому что верят в добро и порядочность всех людей вокруг и заплатили свои кровные за заветную бумажку. Если полис закончился, водитель не вписан или это вообще подделка - про европротокол можно забыть. Ровно как и про получение возмещения в ряде случаев. Если у вас в багажнике нет припрятанного дробовика или вы не обладаете талантами НЛП, совмещенного с убедительным шепотом психиатора, то шансов урегулировать вопрос без полиса минимальный. Если человек ездит без ОСАГО ему плевать будет на ответственность перед вами. Если полис левый, то надо вызывать гаи, фиксировать ДТП и потом урегулировать вопрос досудебно или в судебном порядке, европротокол уже не подойдет. Дальше – больше. Если вы пережили стресс от ДТП, заполнили все документы и, наконец, смогли разъехаться с места ДТП не выдыхайте пока не сделаете все необходимые дальнейшие шаги. Если вы пострадавший - найдите время в ближайшие 5 дней доехать до своей страховой компании. С собой надо взять документы на машину, свои паспорт и права, полис ОСАГО и квитанцию, если она была, заполненное извещение о ДТП и сам пострадавший автомобиль на осмотр. Пять дней это срок, обозначенный на самом бланке извещения. Кто то не видит эту информацию, кто то машет рукой «ай, потом съезжу» и т.д. На самом деле, забыв или забив на бюрократию и законодательство, вы рискуете остаться без урегулирования. Наши люди просты и порядочны в своем большинстве – имея сравнительно явную причину чтобы не успеть заехать в страховую на осмотр и написание заявления в нужный срок, они все равно рассчитывают что «все будет нормально». Не будет. Или будет, но это больше исключение, нежели правило. Пуская урегулирование убытка на самотек, вы рискуете «попасть на деньги» и потрепать себе кучу нервов. Вторая, виновная сторона, автоматически попадает еще в большую степень риска. Виновник ДТП думает что он может вздохнуть спокойно за ремонт пострадавшей машины, что его ответственность застрахована и переключает внимание на свои проблемы, так как ремонт его машины никто не отменял. НО. Прямо большими буквами НО. Эта та информация которую практически никто не знает и за это незнание идет жесткая расплата. В бланке извещения о ДТП черным по белому (ну или зеленым по серому) четко прописана фраза «В случае ненаправления виновником ДТП своего экземпляра бланка извещения в течение пяти рабочих дней со дня ДТП страховщик вправе взыскать с него убытки в размере страховой выплаты». Это уже не теория мелкими буквами – это отвратительная, по моему мнению, практика в особо крупных масштабах! Предположим что вы стали виновником ДТП. В жизни все случается. Например, месяц назад отдали за полис ОСАГО свои 10950 рублей и полис благополучно лежит в бардачке и на душе спокойно. Но тут с стеклянного наземного перехода над МКАДом вам прилетает в лобовое стекло нехилый кусок снега и за долю секунды, пока срабатывают дворники, вы теряете видимость и оказываетесь в заднице притормозившего по своим обстоятельствам Инфинити. У пострадавшего замена бампера и задней двери, как раз тысяч на 98 (вроде укладываемся в европротокол), извещения оформили, Финька уехала тормозить дальше, а вы остались ждать эвакуатор, потому что от удара потек радиатор и дальше своим ходом ехать нельзя. Что делает любой автовладелец, который каждый день ездит на машине? Правильно, оперативно решает вопросы по ремонту – ищет автосервис, заказывает запчасти, ищет стоянку для разбитого автомобиля. Не успевает человек моргнуть и уже пять дней прошло, а то и 10. Свой экземпляр извещения о ДТП никуда не отвезен, страховая не уведомлена, и вообще не особо до этого. Вам может повезти, но шансы с каждым днем все меньше и меньше. В 90 процентах случаев вы платите 4 раза. При оформлении полиса ОСАГО вы платите за этот полис. Второй раз за ремонт своего автомобиля. Третий раз досудебно или после суда – 98 тысяч за ремонт вышеупомянутой Инфинити. Да, именно так – если извещение на подано в свою страховую в указанные выше сроки – вы не исполняете российское законодательство и будете компенсировать оплату ремонта пострадавшему. Не смотря на то, что полис страхования ответственности перед пострадавшими оплачен и действует. И потом, на десерт, вам еще впаяют повышающий коэффициент за ДТП. Процентов так 40-55 от стоимости прошлогоднего полиса, а то и больше. Прискорбно, но я эти ситуации вижу раз в неделю. Наши автовладельцы не могут понять почему они заплатили за полис САГО и потом еще должны платить за ремонт пострадавшего автомобиля плюс судебные издержки и потом еще платят дороже за полис на следующий год. Это та реальность, которую мало кто принимает всерьез, а зря. Судебные дела выигрывают страховые компании. Берегите себя, свое время и деньги.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Проверка полиса ОСАГО при ДТП

Это важно - отказы в выплате по КАСКО